—ейчас родители ждут результатов психиатрической экспертизы мальчика

— момента трагедии в стерлитамакской школе прошло всего 10 дней. —кандалы и споры вокруг трагедии постепенно утихают, жертвы подростка идут на поправку и отказываютс€ комментировать произошедшее. ¬ управлении образовани€ города прос€т не раздувать шумиху и отказывают в общении с директором учреждени€. “ем временем родителей и учеников прос€т подписать петицию в поддержку учителей, когда-то не разгл€девших проблем со сложным учеником.

» только дл€ семьи јртура (им€ изменено. — ѕрим. ред.) 18 апрел€ жизнь остановилась. Ѕлагополучна€ и дружна€ семь€, ведуща€ здоровый образ жизни, зан€ти€ спортом, путешестви€… „то же и когда здесь пошло не так?

«ƒружный» класс

јртур училс€ в коррекционном классе школы № 1 шесть лет. ¬ нем со всего города собрали реб€т, которые имеют проблемы со здоровьем и слабую успеваемость. ¬ свое врем€ мальчик попал туда из-за тугоухости.

— ќн не слышит, только когда говор€т шепотом. ћы регул€рно обследуем јртура и водим к врачу. ќтоларинголог посоветовал нам слуховой аппарат не покупать, потому что мальчик слышит, а с громоздкой штуковиной на ухе его бы дразнили в школе, — рассказывает мама мальчика Ћариса.

¬ школе јртур проучилс€ шесть лет

ѕорывы матери оградить ребенка от нападок пон€тны. ƒа только они не спасли его от озлобленных детских €зыков: ученики заметили особенность одноклассника и не упускали возможность надавить на больное.

— ќни подходили сзади и обзывали его шепотом, а потом неожиданно орали в ухо. јртур пугалс€, рассказывал нам об издевках. ј мы в свою очередь просили классного руководител€ быть внимательнее с детьми, — продолжает Ћариса. — Ќо учительница оказалась настолько м€гкой, что верила обидчикам и спускала им все с рук.

ћ€гкий по характеру

—ам јртур отпор задирам не давал: рос м€гким и неконфликтным.

— я пыталс€ его научить дратьс€: водил на кружок по рукопашке, предлагал зан€тьс€ боксом, — рассказывает отец јртура »льдар. — Ќо он говорил: «ѕап, € не люблю дратьс€».

–одители пытались помочь мальчику любыми способами

„увству€ безнаказанность, одноклассники устраивали не такому, как все, подростку все новые козни. Ќе осталась незамеченной и смугла€ кожа јртура.

— ќни обзывали его «нерусским», дразнили, что он дворником станет. ¬ итоге в седьмом классе, чтобы избежать насмешек, он сбрил брови в ванной, — переживает мама. — јртур все пример€л на себ€.  ак-то он смотрел в окно, и обмолвилс€: « акие все счастливые! ∆аль, что мне не повезло».

Ќесмотр€ на все уговоры родителей и беседы по душам, достучатьс€ до подростка со сложным внутренним миром, мама и папа не смогли. ќн бо€лс€ делитьс€ с ними переживани€ми, а в школьные проблемы просил не вмешиватьс€.

«ƒневник смерти»

–одители смотрели на страдани€ ребенка, но не знали, что делать. ¬се попытки пообщатьс€ с учител€ми и директором не давали нужного эффекта.

— ћы просили персонал учреждени€ побеседовать с реб€тами, убедить их быть м€гче. Ќам обещали, но ситуаци€ в классе не мен€лась. –одителей обидчиков даже не вызывали в школу, — говорит Ћариса.

Ќа уроки школьник ходил, как на каторгу

ќсенью прошлого года мама пон€ла, что терпение сына достигло пределов. ћальчик ходил в школу, как на каторгу, стал скрытным. ј однажды Ћариса застала јртема за какой-то странной тетрадкой. Ќо, увидев ее, мальчик поспешно спр€тал бумаги. “олько на следующий день, когда подростка не было дома, женщина нашла его дневник и ужаснулась.

— “ам были страшные записи! ќн перечисл€л реб€т, которые его обижали, и описывал, как хотел бы их наказать. я рванула с дневником к директору. ќна поручила психологу пообщатьс€ с мальчиком. Ќо специалист призналс€, что подход к јртуру найти не смог, — объ€сн€ет Ћариса. — ѕозже в школу пришли анонимки с угрозами, јртур призналс€, что сам написал их.

ќтец как-то спросил јртура, способен ли он на то, о чем пишет в дневнике. ¬ ответ мальчик твердо за€вил, что это — пустые фантазии, на преступление он никогда не пойдет.

Ўкольник успокаивал родителей, мол, на преступление он не способен

Ќашел утешение в —ети

¬скоре родители заметили, что поведение мальчика изменилось. ќн стал еще скрытнее и все больше времени проводил за компьютером.

— —тарша€ сестра јртура как-то заметила, что он часто общаетс€ в скайпе с парн€ми, а иногда и со взрослыми мужчинами.  то это такие, нам он не рассказывал, — вздыхает мать.

“акие онлайн-беседы выгл€дели очень подозрительно. »нтернет-друзь€ давали подростку странные задани€: то просили сфотографировать разные предметы, а однажды и вовсе потребовали надеть на голову детский ободок с ушами и сесть перед веб-камерой.

— “олько сейчас мы пон€ли, что это были какие-то кураторы в закрытых группах сети. ќни прикидывались единомышленниками детей и зомбировали их. —начала заставл€ли выполнить мелкие задани€, а потом давали указани€ на более серьезные. Ёто мы узнали от самих подростков.  ак минимум еще двое реб€т из —терлитамака состо€т в этих закрытых группах, им тоже велели пойти на преступление в ближайшие дни, — заключает Ћариса. — ћы запрещали сыну сидеть в интернете, но он злилс€ на нас и делал по-своему.

ѕока дев€тиклассник в —»«ќ, следователи провер€ют информацию о группах в соцсети

—ейчас информацию о так называемых группах « олумбайн» провер€ют следователи. ќни изъ€ли компьютер мальчика на исследование.

ќпасен дл€ себ€

«а день до трагедии Ћариса снова общалась с учител€ми и говорила о плохом самочувствии јртура: утром он за€вил, что не хочет идти в школу. ќтец был не против, разрешил сыну остатьс€ дома, но маме учитель за€вила, что уроки пропускать не стоит. јртура вытащили из постели и отправили в ненавистный класс. ј на следующий день подросток за€вилс€ на урок с канцел€рским ножом и горючей смесью в бутылке. ќн напал на одноклассницу, ранил учительницу и попыталс€ свести счеты с жизнью. ¬ этот момент класс загорелс€, и одна из учениц от страха выпрыгнула из окна. ¬сех пострадавших удалось спасти. —ледователи возбудили два уголовных дела: в отношении подростка и дирекции школы за халатность.

— ¬ больнице врачи удивл€лись, какой воспитанный и хороший мальчик. »м т€жело было поверить, что ребенок оказалс€ способным на преступление, — говорит Ћариса.

Ќа следующий день по решению районного суда јртура арестовали. –одители не спали ночами, бегали в опеку и в школу и ломали голову, как помочь сыну.

ѕарень напал на одноклассницу, ранил учительницу и поджег класс

— ћы не снимаем с него ответственности, не оправдываем. Ќо мальчику нужна медицинска€ помощь. ≈му плохо! — увер€ют родители.

–ешение районного суда адвокат подростка попыталс€ спорить в ¬ерховном. Ќо мен€ть меру пресечени€ не стали — мальчик осталс€ в —»«ќ. —удь€ объ€снил вердикт тем, что дома он опасен не только дл€ окружающих, но и дл€ самого себ€. —ейчас вс€ надежда родителей на экспертов-психиатров: они должны определить, в каком психическом состо€нии находилс€ подросток в момент нападени€, и осознавал ли свои поступки. ѕосле этого родители снова попытаютс€ вернуть сына домой.

 омпетентно

ѕо словам адвоката –устэма ћухаметз€нова, участь парн€ теперь зависит от многих факторов.

— ¬ажно, какой вывод сделают эксперты. ќни должны оценить, вред какой степени т€жести нанес подросток пострадавшим. ќт их решени€ зависит, реальное наказание получит школьник или условное.  роме того, судьи обращают внимание на мнение пострадавших. ќни могут пожалеть подростка и попросить см€гчить наказание, — говорит юрист. — ¬овсе избежать ответственности школьник может, если по результатам психиатрической экспертизы у мальчика найдут отклонени€. “огда его могут отправить на принудительное лечение.